Вторник, 18.12.2018, 15:09
Кременчугское лётное училище. КЛУГА.
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Книга"Кременчугское небо." [2]
Книга о истории создания КЛУГА.
Поиск
Главная » Статьи » История КЛУГА. » Книга"Кременчугское небо."

"Кременчугское небо" часть-1.

«Кременчугское небо»

 За последние семьдесят лет кременчугское небо поставило на крыло не одно поколение авиаторов. История самого города была бы далеко не полной без рассказа о летных учебных заведениях, которые влекли к себе молодежь, давали путевку в небо. Расположение города, климат, развитая транспортная сеть и красота ландшафта делали его очень привлекательным для выполнения полетов. Это обусловлено и наличием большого числа ровных земельных участков, большим количеством населенных пунктов,  что облегчает ориентировку, преобладанием хорошей солнечной погоды, достаточным количеством дней с нужной скоростью ветра, множественностью людей нашего края, влюбленных в авиацию.

 В начале 30-х годов в Кременчуге создается аэроклуб. Призыв страны «Комсомолец – на самолет!» нашел горячий отклик у молодых парней и девушек города, района.

 В аэроклуб стремятся учащиеся железнодорожного, механического, медицинского, педагогического техникумов и других учебных заведений Кременчуга.  Отбор был строгим, взыскательным. Находился аэроклуб на территории военного городка, здравствующего и ныне, находящийся рядом с обувной фабрикой. Полеты выполнялись на самолете У-2 на аэродроме Большая Кохновка.

 Подготовка велась с перспективой дальнейшего обучения в Чугуевском училище ВВС. В дни празднования Воздушного Флота страны тысячи кременчужан наблюдали показательные полеты лучших курсантов, демонстрировавших высокий уровень техники пилотирования. Кременчугский аэроклуб просуществовал  до осени 1940 года. С целью укрепления обороноспособности страны в декабре 1940 года проводится большая и кропотливая работа по образованию Кременчугской военной авиационной школы по обучению авиаштурманов, стрелков-бомбардиров, стрелков- радистов.

 

 

 

  Курсантом аэроклуба был уроженец Кременчуга Крупский Виктор Йосипович, закончивший в грозном в 1941 году Чугуевское авиационное училище. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение задания командования и проявленное при этом мужество и отвагу летчику 147-го истребительного авиационного полка 1-й авиадивизии В.И. Крупскому присвоено звание Героя Советского Союза.

 Михайлик Яков Данилович, уроженец с. Максимовка, Кременчугского района, курсант аэроклуба, затем выпускник Чугуевского авиационного училища. О полетах в аэроклубе его слова в книге: «Я – Сокіл, іду в атаку” писав:

 „Я сидів у цьому маленькому літаку і почувався буквально на сьомому небі від щастя. Безмежна голубінь. Внизу рідне місто, рідний дім. А далі сріблястою стрічкою розсікав мозаїку землі старий Дніпро...”

 Указом Президиума Верховного  Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования и проявление мужества и отвагу заместителю командира эскадрильи 54 – го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й истребительной авиационной дивизии гвардии старшему лейтенанту Я.Д. Михайлику присвоено звание Героя Советского Союза.

 Память о боевых подвигах земляков – авиаторов хранится в родном городе.

 

  Был произведен отбор курсантов, инструкторов, командиров, 7.01.1941 года зачитан приказ о зачислении курсантов, чем был завершен процесс образования авиашколы. Профессия защищать Родину стали учится ребята, которые окончили 10 классов средней школы из Полтавской, Днепропетровской, Одесской, Крымской областей. После зачтения приказа была срочно проведена подготовка младшего командного состава из числа курсантов с присвоением звания сержант, ставшими командирами учебных отделений. В исторической памяти эта школа остается под названием КВАШ-41. Занятия в школе начались 7.02.1941 года и проводились как в классах на ул. Ленина, так и в школе, расположившейся в том же военном городке. По воспоминаниям бывших курсантов число обучавшихся составляло 700-1000 человек. Школа состояла из 2-х эскадрилий. Начальником авиашколы был полковник Толстой. Военным комиссаром был Ермаченко Василий Филиппович. Командир 1-й эскадрильи капитан Федько. Полеты выполнялись на аэродроме Б. Кохновка на самолетах Р-5, Р-Z, ТБ-3, четырехмоторном, цельнометаллическом богатыре, гордости бомбардировочной авиации, одним из лучших в своем классе в мире предвоенных лет. На аэродроме находились и несколько самолетов СБ, ДБ-3. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война СССР против Германии. С ее первых дней курсанты авиашколы с оружием в руках охраняли мост через Днепр, патрулировали улицы города, вели борьбу с диверсантами и десантниками фашистов, на учебных самолетах Р-5 с боевыми авиабомбами летали уничтожать противника. В последние дни обороны Кременчуга в августе 1941 года КВАШ двумя эшелонами была эвакуирована в г. Актюбинск Казахской ССР, затем в район станции Урсатьевская, и последнее место пребывания г. Чирчик Узбекской ССР.

 

  Все больше преподавателей, инструкторов и командиров уходили на фронт. 22.04.1942 года часть курсантов была направлена на формирование 11-й мотострелковой бригады 10 танкового Днепровского корпуса, другая – курсантами в Ташкентское пехотное училище им. В.И. Ленина. КВАШ-41 перестало существовать. Наши земляки – авиаторы своей кровью и жизнями отстояли в боях свободу и независимость нашей Родины. Память о героях священна. Это стало девизом для собирателя памяти и организатора встреч побратимов курсантом КВАШ – 41 Скирко Н.М.

 

Фото

 

 Часть материалов сейчас находится в Музее истории Кременчугского летного училища гражданской авиации.

 По решению Правительства УССР в 1949 года по 1952 год Киевским Военным округом производилось восстановление зданий и сооружений Кременчуга, уничтоженного фашистскими варварами на 97%,  для образования с 1.02 по 1.08. 1952 года военной – авиационной школы первоначального обучения летчиков ВВС (ВАШПОЛ), преобразованной 15.10.1956 года в училище 10 ВАУПОЛ. Военное училище размещалось в корпусах построенных в 1870-1880 годах, в которых в разное время были женская гимназия, реальное училище, офицерское училище русской армии, совпартшкола, педтехникум, учительский институт.

 Начальник ВАШПОЛ с 02.1952 года по 11.1955 года генерал-майор авиации Григоренко С.В., начальник политотдела Мальцев А.К., начальник штаба Чистилин А.К., заместитель начальника политотдела Горностаев Ф.Я., заместитель начальника по строевой подготовке Герой Советского Союза, Почетных гражданин г. Харькова полковник Петухов И.Д.

 

 помощник начальника политотдела по комсомолу Баштовой.

 

Фото

 

 Начальник ВАУПОЛ с 01.1956 года по 1959 год генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза Кузнецов М.В.

 

Фото

 

Начальник ВАУПОЛ с 01.1959 года по 03.1960 год генерал-майор авиации Михевичев Н.Г., начальник учебно-летного отдела Соколов И.И., командиры полков Дрогаев Г.С. и Караштан М.М., командирами эскадрильи ВАУПОЛ были Герой Советского Союза Фаткин С.С., командир звена Герой Советского Союза, учасник Парада Победы полковник Конюхов С.С. – фото

 

 

Фото

 

  Проходили службу в ВАУПОЛ летных и технический состав, ставших впоследствии основой создания гражданского летного училища.

 В их числе: Алексеев Е.П., Захаренко П.Ф., Трускалов Г.К., Ядыкин В.И., Мочалов П.В., Ламбин М.Ф., Шумаев С.А., Гугнин В.П., Иванов Ю.П., Желябин Н.Ф., Ворсанохов В.Ф., Плешачков А.Н., Дъяков В.П.

 

Фото

 

  Триггер Л.И., Иванов И.И., Латышев Я.А., Кирильченко М.И., Гориславский М.А., Зализный Г.И.,

 

Фото

 

   Шабалов Н.Н., Реуцкий В.М., Амбросимов П.Г., Зрелов В.П.,

Афанасьев С.Т.,  Бруев Г.Н., Останин В.Е., Максимов А.М.,

Безденежных Б.П., Гудзовский Я.Н., Павленко П.М., Стефанский В.А., Стешенко Н.Т., Саута А.И., Морозов А.В., Гладышко С.К., Зиненко В.В., Щиголяев М.В., Клотченко В.И., Бондарчук Л.И., Демьяненко А.Н., Тимофеев И.Д., Лебедев М.П., Юрченко А.Л., Волошинов А.А.

 

 Квач Н.Н., Ажгихин И.Ф., Кокорин А.С., Шокаров С.М.,

Фото 7

 Ващенко А.К., Бубнов М.С., Бутенко Н.И., Шевченко И.П., Константинов Б.А., Бавыкин И.А., Лавинецкий Ф., Бабец И.С., Саньков В.Е., Молодцов Г.П., Левченко В.Г., Кутько И.Е., Власенко Е.А., Алексеенко Г.К., Зрайло Д.Д., Гудзь Г.К., Донской Е.В., Мулявко В.Т., Проценко Н., Сушко К.А., Федоров П.И. и другие.

 Полеты выполнялись на аэродромах Глобино, Градижзк, Козельщина, Семеновка на самолете первоначального обучения Як-18. Вплоть до середины 1959 года планы учебно-летной подготовки выполнялись четко и в полном объеме.

 Выпускники 10 ВАУПОЛ направлялись для прохождения учебы в училищах бобмобардировочной и истребительной авиации. Выпускники 10 ВАУПОЛ являются космонавты Леонов А.А., Климук П.И., Аксенов В.В., Левченко А.С.

(фото)

 

  Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.А. Леонов неоднократно был гостем Кременчуга.

 

(фото)

 

 Проводился Всесоюзный турнир по борьбе дзюдо на приз летчика-космонавта А. Леонова.

 

(фото)

 

  В Кременчуге проживали и живут его наставники пилот-инструктор Прописвит…., командир звена Климентов Е.А., штурман полка Иванов И.И., Ганус Г.Т.

  В 1955 году для организации приема и размещения строевой военной авиации в Кременчуг прибывает из Австрии передвижные авиаремонтные мастерские (ПАРМ) под руководством Божинского А.Е.

                                               (фото)

 В этом же году на аэродром Б.Кохновка перелетает 10 Гвардейская Красноармейская Сталинградская ордена Кутузова истребительная авиадивизия под командованием Алексеева К.И. Полеты выполнялись на реактивных истребителях Миг-15.

 С конца 1959 года и до середины 1960г. производилась передача имущества Военного училища Новому приемнику – Летному училищу Гражданского Воздушного Флота, для работы в котором переходила значительная часть командно-руководящих кадров, летчиков, штурманов, инженерно-технических работников, рабочих и служащих.

 Задачи мирного строительства и потребности освоения несметных просторов Сибири, повышение эффективности авиации, рост технического прогресса поставили в повестку дня организацию учебного заведения по подготовке пилотов вертолета.

 Еще в 1475 году Леонардо да Винчи предвосхитил создание машины, способной в будущем взлетать и приземляться подобно птице, именно этим годом помечены рукопись и эскиз вертолета, найденные в Миланской библиотеке. В дальнейшем к этой идеи пришел в свое время и гениальный М.В. Ломоносов. Наиболее бурное развитие вертолетостроения происходит в нашей стране в второй половине столетия, связанное с большим количеством мировых рекордов и широким применением винтокрыльных машин в народном хозяйстве и обороне страны.

 На весь мир известны имена выдающихся конструкторов вертолетной техники: Миль М.Л., Камов Н.И., Яковлев А.С. Лучшие образцы созданной ими вертолетной авиации и сейчас являются непревзойденными. Историческая миссия стать центром по обучению технике пилотирования на вертолетах, быть единственным в мире гражданским училищем такого профиля выпала на судьбу нашего города. (фото).

 За 40 лет существования были качественно подготовлены десятки тысяч пилотов и авиационных специалистов из более чем 60 стран всех континентов Земли. Практически все пилоты самой большой страны в мире обучались или прошли переподготовку в Кременчуге. Удивляет многообразие авиационной техники, на котором проводилось обучение.

 Это Як-18А; Ан-2; Ка-15; Ка-28; Ми-1; Ми-2; Ми-4; Ми-6; Ми-8; Ми-26 (фото).

 Поэтому Приказом №347 от 29 июня 1960 года подписанным начальником Главного Управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР генерал-полковником авиации Е. Логиновым, было постановлено организовать с 1 июля 1960 года Кременчугское летное училище Гражданского Воздушного флота. Был назначен начальник КЛУГВФ на плечи которого лег нелегкий труд комплектования постоянного состава училища, а также обеспечения нормального учебного процесса с 1 сентября 1960 года. Им стал Чернов Николай Васильевич, ветеран аэрофлота, бывший командир Сасовского летного училища ГВФ, имевший большой опыт в организации и обучения и воспитания пилотов. (фото).

 Чернов Н.В. родился 18.11.1919г. в г.Дугна в семье потомственных рабочих-литейщиков.

 В 1937 году закончил 10 классов. В 1938 – студент Красноярского лесотехнического института. В этом же году поступил в аэроклуб и 5.07.1939г. выполнил первый самостоятельных полет. В 1941 году с 4-го курса добровольно направлен в Иркутскую военно-авиационную школу механиков, а 15.07.1942г. в Исык-Кульскую летную школу, после окончания, которой работает пилотом-инструктором. С 1945 года по 1956г. работает в Сасовском летном училище гражданской авиации на должностях командира эскадрильи, командир отряда. 1956-1960 гг. – Учеба в Высшем авиационном училище г.Ленинград. Инженер-пилот. 1960-1975 гг. – начальник Кременчугского летного училища, его организатор. 1975-1980гг. – преподаватель теории полета. Награды: ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд». 17.08.1971г. присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР».

 1 июля 1960 года Чернов Николай Васильевич приступил к исполнению служебных обязанностей, начав работу с укомплектования постоянного состава училища в соответствия с утвержденным штатным расписанием. Так, заместителя начальника училища по политчасти был назначен Деревянко Петр Игнатьевич (фото); заместителем начальник училища по летной подготовке – Хутерской Леонид Петрович (фото); начальником учебного отдела назначен Ефимов И.П., а с 12.01.1961 года на эту должность назначается Лоза П.А.; помощником начальника училища по военной подготовке стал полковник Былинский В.С; Начальником лаборатории авиационной медицины (ЛАМ) назначен Юрченко А.Л.; с 1975 года по 1983 год 1-й заместитель начальника училища по летной подготовке Петранин А.П., Заслуженный работник транспорта УССР (1983г.); начальником связи

и аэронавигации – Олишенко Иван Иванович, старшим инспектором по кадрам – Захаренко Павел Филимонович, (фото); заместителем начальника училища по эксплуатации воздушных судов, а также главным инженером – Киселев Василий Сергеевич (фото), к временному исполнению обязанностей начальника штаба училища приступил Андрусенко Михаил Иванович (фото);

которого в 1961 году сменил Тертичный Василий Александрович (фото).

 В целом училище смогло быстро и качественно укомплектоваться основными командно-летными, инженерно-техническими кадрами, работниками связи, работниками и служащими из числа офицеров и сержантов, уволенные в запас из 10-го ВАУПОЛ и воинских частей, расформированных в Кременчуге и близлежащих районов.

 Был решен и вопрос обеспечения нормального учебного процесса. К 1 сентября 1960 года в учебно-летном отделе было создано 6 циклов: социально-экономический, самолетов и вертолетов, самолетовождения, авиадвигателей, спецоборудования, спеццикл. Начальниками циклов были назначены: Харитонов И.С., Сильченко К.А., Ващенко А.К., Киселев В.П., Гримов Н.Т., Шумаев С.А.

 Усилиями преподавательского и лабораторного состава были созданы учебные кабинеты и лаборатории, содержащие все необходимые учебные наглядные пособия для занятий с курсантами. Ядром преподавательского состава стали бывшие работники ВАУПОЛ Трускалов Г.К., Латышев Я.А., Мочалов П.В., Сухих И.И., Глушков А.М., Иванов А.А., Николаев Л.М.

 Несколько позже преподавателями были приняты Бардаш П.Н., бывший летчик-истребитель, совершивший 325 боевых вылетов, лично сбил 7 самолетов противника. Разгуляев В.С., бывший летчик – истребитель, заместитель командира авиаполка, совершил 60 боевых вылетов; Гугнин Н.П., летчик-истребитель, Герой Советского Союза с 1967 по 1974 гг. начальник учебно-летного отдела; Щедрин Н.К.; Радько И.И.; Балакин С.И.; Ковалев М.В.; Барышников Г.И.; Пилипенко П.Г.; Захарченко Н.Ф., летчик истребитель совершил 43 боевых вылетов, участник Парада Победы в г. Москва 1945 год (фото).

 Одновременно шло формирование учебных авиационных отрядов. Согласно приказу №1 от 27.08.1960 г. начальника КЛУ ГВФ Чернова Н.В. было создано два авиационных отряда. В течении двух месяцев отряды были полностью укомплектованы способными, подготовленными руководителями и работниками. Командиром 1-го отряда был назначен Ядыкин Василий Иванович (фото); заместителем командира по политической части Игонин Д.И. (фото), начальник штаба Демьяненко А.Н. (фото), старший инженер Триггер Р.И. (фото), штурман отряда Неделько И.П., командиры АЭ Шибалов Н.Н. и Власенко Е.А., командиром 2-го отряда – Тимофеев Иван Данилович (фото), заместитель командира по политической части Лебедев М.П. (фото), начальник штаба Андрусенко М.И. (фото), старший инженер Коношенко П.Д. (фото), штурман отряда Безнадежных Б.П. (фото), командиры АЭ Глансков В.Г. и Молодцов Г.П.

 Немногим позже организован 3-й авиационный отряд. Он был оформлен на базе вертолетного отряда прибывшего 10 октября 1960 года из Сасовского имени Героя Советского Союза Таран летного училища с вертолетами Ми-1, Ми-4 и Ка-15.

 Командиром этого отряда был назначен Хлыстов Павел Михайлович, а сам отряд размещен в авиагородке Глобино в 35 км от Кременчуга.

 Заместитель командира по политической части назначен Водопьянов П.Г., начальником штаба Ильин В.А., старший инженер Барбарийский Ю.И., командиры АЭ Шкляров А.А. и Костюнин Ю.М. Впоследствии прибыли командиры АЭ Петранин А.П., Шкляров А.А., командиры звеньев Житков В.Д., Ефремов А.И., Калинин В.И., пилоты инструкторы Шолудько В.Я., Широков В.А., Петранин В.П., Тихонов Н.А., Поплавский И.П., Синякин В.П.

 С дальнейшем развитием училища и всевозрастающей потребностью в летных кадрах было сформировано еще два отряда. В 1965 году – 4 авиационных отряд, командиром которого становится Стеценко Николай Алексеевич (фото), заместителем командира по политической части Садыков Х.Х., начальник штаба Стефановский В.А., командиры АЭ Иванов Ю.П., Слободчиков И.Т.

 В 1968 году – 5 авиационных отряд, для обучения на самолете Ан-2, командир Шкляров Анатолий Афанасьевич (фото), заместитель командира по политической части Мельничук А.М., начальник штаба Ворсанохов В.Ф., командиры АЭ Волымерец И.Н., Малышка А.Г.

 К началу 1960-1961 учебного года КЛУ ГВФ было полностью готово к принятию первого набора курсантов. И вот, 1 сентября 1960г. в торжественной обстановке начальник училища поздравил курсантов и преподавателей с началом первого учебного года в созданном КЛУ ГВФ. Курсанты приступили к занятиям (фото). Как и было предусмотрено программой первоначальную подготовку курсанты основного набора проходили на самолете Як-18, который явился переходной машиной для последующего обучения на вертолете Ми-4, а затем на самолете Ан-2. С 1 октября 1960 года приступили к занятиям на вертолете Ми-4 два классных отделения спецнабора, воспитанников училищ ВВС. А с ноября этого же года из производственных подразделений территориальных управлений ГВФ стали поступать слушатели летного и технического состава для обучения полетами и эксплуатации на вертолетах Ми-4, Ми-1 и Ка-15.

 Несмотря на разнообразие программ и различие профиля и обучения курсантов и слушателей, занятия проходили организовано и успешно.

 Уже 10 августа 1961 года коллектив училища отметил важное событие – первый выпуск пилотов на вертолет Ми-4 из числа курсантов спец. набора. А 28 июня 1963 года состоялся первый выпуск пилотов основного набора со сроком обучения 2 года 10 месяцев (фото.)

 С каждым годом КЛУ ГВФ, ставшее после 1964 года КЛУ ГА, успешно развивалось, приобретая авторитет не только в нашей стране, но и за рубежом. Из года в год совершенствовались программы обучения курсантов и слушателей. С 1970 года училище проводило обучение пилотов на вертолетах Ми-4 и Ан-2 успешно минуя самолет Як-18, с 1966 года училище перешло на подготовку слушателей на новой газотурбинной технике вертолетах Ми-2, Ми-8, Ми-6, а в 1973 году положено начало подготовке вторых пилотов вертолета Ми-8, в 1975 году было начато обучение курсантов спец. набора на вертолете Ка-26, а начиная с 1980 года, после завершения подготовки вторых пилотов на Ан-2, училище специализируется на подготовке вторых пилотов Ми-8 (фото).

 За годы развития училища росла и его материальная база. В 1961 году построен стадион (фото), в 1965 году силами курсантов и с помощью городских организаций был построен спортзал (фото), восстановлено здание, в котором разместился штаб училища (фото), построены общежития, столовые, актовый зал, тренажерная, технические здания, автопарк, артскважины. Для личного состава училища построены жилые дома.

 Летное обучение является самым дорогим материально и научно емким, готовит людей высшего оперативного мастерства и повышенной ответственности. Поэтому заботу государства к нашему училищу была

Категория: Книга"Кременчугское небо." | Добавил: mongol83 (15.05.2008) | Автор: Заворотный Владимир Максимович W
Просмотров: 6679 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/9
Всего комментариев: 2
2 людмила  
Спасибо за статью, очень жаль, что училище закрыли, а что сейчас на месте этого училища.
 
    мама выпскника 1991 года

1 Жена пилота  
06300

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 358
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz